Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования (по организации учебно-воспитательного процесса), в котором предусмотрены изменения в Закон Украины« О дошкольном образовании », а именно: введение обязательного дошкольного образования детей пятилетнего возраста.
Как повлияет принятие этого государственного документа на дальнейшее развитие образования Украины?
Какие задачи в связи с ее реформой стоящих сегодня перед дошкольного?
Современный дошкольное учебное заведение способен решать проблему своевременной и качественной обеспеченности готовности ребенка к обучению в школе, и его адаптации.
На основании рекомендованных инструктивно-методических и нормативных документов начиная с 2000 года в области ведется работа в русле государственной политики по максимальному обеспечению детей пятилеток дошкольным образованием и детей, которые по разным причинам не посещают дошкольное учебное заведение.
Обращаем ваше внимание на раздел первоклашка онлайн, в котором находиться учебные пособия для первоклассников, а также практические советы родителям.
Созданные банки данных о детях по каждому населенному пункте с учетом желаний родителей, предложенные варианты образовательных услуг.
Реальная доступность дошкольных образовательных услуг обеспечивается путем структурного реформирования образования.
Модель многофункциональных форм получения дошкольного образования, разработанная отделом дошкольного образования кафедры педагогики и психологии Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования представляет: игровые группы развития; студии, одно -, двух — и шестимесячные группы кратковременного пребывания; секции; прогулочные группы; консультативные (в зависимости от потребностей работа с психологом, логопедом, дефектологом и т.п.); социально-педагогический патронат. Сегодня охват детей пятилетнего возраста дошкольным образованием составляет 92,8%.
Среди возможных путей решения указанной проблемы является создание учебно-воспитательного комплекса, дошкольных групп при общеобразовательной средней школе в сельской местности (где с детьми работают полный или неполный день, с питанием и без него).
Тесное сотрудничество различных специалистов пригодилась бы и сегодня, когда речь идет об обязательном дошкольном образовании пятилеток.
Прежде всего это надлежащая организация преемственности между дошкольным и начальной школой. Она должна быть обеспечена согласованностью по государственным стандартам: Базовым компонентом дошкольного образования и государственным стандартом образования начальной школы.
Следует избегать дублирования школьных уроков по формам проведения, содержанием задач, методами и приемами обучения, способами организации детей.
Крайне необходима непростая, но актуальна работа с учителями, которым при условии внесения изменений в Закон «О дошкольном образовании» придется работать с пятилетками там, где нет дошкольных учебных заведений и создаются дошкольные группы при школах, но при ознакомлении с основными направлениями реформирования дошкольного образования, содержанием Базового компонента дошкольного образования, государственной базовой программы развития детей дошкольного возраста «все для первоклассника».
При организации работы с дошкольниками учителям следует учитывать основные закономерности психического и физиологического развития ребенка, знать объем, содержание, формы работы с пятилетками. Не стоит продолжать традицию дублирования школьных занятий, задач, форм и методов в работе с дошкольниками, подчиняя содержание дошкольного образования только логике будущих дисциплин. При этом обязательным является соблюдение основных санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса с пятилетками.
Реалиями еще практика, тестирование и отбора детей, поступающих в первый класс вопреки запрету Министерства образования и науки Украины это делать.
Допускается невротизация детей дошкольного возраста вызвана высокой интенсивностью, жестокой регламентацией, возросшими требованиями, сравнением детей между собой, злоупотреблением педагогами оценочными суждениями, следует избегать дублирования школьных уроков по формам проведения, содержанием задач, методами и приемами обучения, способами организации детей.
Обращаем внимание также на то, что прием детей всех возрастных групп осуществляется в течение календарного года в соответствии с «Положением о дошкольном учебном заведении», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины 12.03.2003 г. № 305, а это не значит, что все дети дошкольного возраста должны с 1 сентября посещать дошкольное учебное заведение.
Статьей 14 Закона Украины «Об образовании» предусмотрено, что местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления должны обеспечивать в сельской местности регулярный бесплатный подвоз к местам обучения и домой детей дошкольного возраста.
В случае отсутствия помещения для организации работы с пятилетками по месту жительства решается вопрос с подвозом детей в дошкольные учреждения, где дети могут получать кратковременное посещение.
Рекомендуется заключать соглашения коллектива дошкольного учебного заведения и общеобразовательных учебных заведений о сотрудничестве и предусматривать меры, направленные на согласованность вопросам детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса, организации с ними образовательного процесса.
Задачей сегодняшнего дня является необходимость теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритеты семейного воспитания, активное привлечение их к участию в образовательно-воспитательном процессе, учитывая что в ст. 9 Закона Украины «О дошкольном образовании» отмечается получение дошкольного образования, как в дошкольном учебном учреждении независимо от подчинения, типов и форм собственности, а также в семье.
Речь идет о повышении качественного уровня образовательной работы с детьми в тесном содружестве с родителями.
Сегодня, очевидно, не найдется таких родителей, которые бы не беспокоились о воспитании своего ребенка, его общее развитие, а не прививали ей желание учиться. Однако, степень этой заботы является чрезвычайно разнообразна. Одни родители обращают внимание, чтобы ребенок был охвачена всеми видами развития (спорт, хореография, музыка и т.д.), другие держат ребенка у себя, встречаются родители, которые считают, что ребенок само воспитывается, а их забота — накормить и одеть.
Существенным аспектом является педагогическое просвещение родителей и сотрудничество с семьями воспитанников.
Следует информировать родителей о законодательных, нормативных основы решения вопроса поступления ребенка в первый класс, разъяснять важность и необходимость получения детьми дошкольного образования.
Недопустимо стремиться «узаконить», материализовать факт получения пятилетним обязательного дошкольного образования, засвидетельствовать это «характеристикой», «карточкой», «сертификатом». Стоит напомнить в первый класс общеобразовательной школы должны принимать каждого ребенка, которому исполнилось шесть лет.
С целью обеспечения прав детей на дошкольное образование, распространение практики функционирования дошкольных учебных заведений разных типов, Министерством образования и науки Украины разработана Концепция Государственной целевой программы развития дошкольного образования на период до 2017 года. Будет разработан ориентир для педагогов и родителей по содержательному наполнению работы и ожидаемых достижений в развитии детей старшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации по вопросам преемственности в работе ДОУ и начальной школы.
В этой неопределенной, сложной, недостаточно просчитанной ситуации, неподготовленности педагогов к принятию в свое «Лоно» всех пятилеток во всех регионах, главное сохранять спокойствие, здравый смысл, осознавать ответственность за судьбу малышей и помнить: наше предназначение — создать благоприятные условия для развития личности, способствовать становлению основ компетентности детей.
Желаем принять наших дошкольников в первый класс онлайн следующим образом:
Мы ждем тебя с радостью!
Ты уже взрослый!
Мы гордимся, что ты пришел в нашу школу!
Мы знаем, мы верим, мы всегда поможем!
Впереди выполнения программы действий по обеспечению результатов качественного дошкольного образования. Надеемся, что совместный плод творчества ученых, педагогов, методических служб способствовать проращивания в образовательном пространстве Украины реальной личностно-ориентированной модели, основанной на общности, сосуществования и сотворчества ребенка и взрослого.