Наши реквизиты
614010, г. Пермь, ул. Соловьёва,
6
Тел.:
8 902 83 27 261, 8 902 83 32 395,
8 908 27 37 730
+7 (342) 282 68 11, 245 91 01
E-mail:
permfoto(sobaka)ya.ru
Схема проезда
На
карте Google
|
_ШКОЛА
- АКАДЕМИЯ
_ФОТОИСКУССТВА
Рисовать свет
В переводе с греческого слово "фотография"
означает "светопись". Из множества способов "светописи"
самый практичный придумали Жак Дагер и Жозеф Нисефор Ньепс. Изобретатели
и не подозревали, насколько их открытие повлияет на развитие культуры
в целом. Сегодня мы уже можем констатировать: перенесение изображения
на пленку было первым шагом к созданию новой визуальной культуры.
Цифровые технологии довели до логического конца то, чему начало
положили великие французы. Фотокартинки уже претендуют на первенство
в способе передачи информации. В настоящее время фотография столь
широко распространена, что реальный мир мы больше знаем по фотоснимкам,
чем из своего собственного чувственного опыта. Мы видели, как
смеется английская королева и плачет австралийский туземец, как
просыпается вулкан и начинается шторм; с помощью объектива заглянули
в пропасть и зафиксировали взгляд любимого… Фотокамера - это тот
всевидящий глаз, от которого не укрыться. А человек с фотокамерой?..
Какой он?
Сегодня корреспондент "Новостей культуры" Ирина Тарасова
задала несколько вопросов трем пермским фотохудожникам, которых
объединяет особое, неповторимое видение мира.
1. Сейчас многие считают, что взял в руки камеру - и ты уже фотограф.
Не говоря уже о том, что современные цифровые технологии позволяют
практически все. Где же творчество?
2. Может, в противовес рекламной фотографии у фотохудожников
сейчас модно показывать "некрасивость". Очень часто
фотография - это абстракция, эпатаж. На ваш взгляд, какая сейчас
художественная фотография?
3. Как вы думаете, визуальный образ, "картинка", может
ли соперничать со
словом в способе выражении мысли, эмоции?
Юрий ЧЕРНЫШЕВ, фотохудожник, участник многочисленных международных
и российских фотовыставок, преподаватель Пермской школы-академии
фотоискусства:
1. Фотоаппарат позволяет технологически быстрее зафиксировать
какое-то событие, и здесь художники явно проигрывают, но это касается
только какой-то части копирования реальности, что-то вроде механического
клише. Но уже дальше вступают в силу законы художественного творчества,
куда относятся и образное мышление, и эстетический опыт, и всё
то, что называется искусством фотографии. Поэтому фотограф - это
не просто человек с фотоаппаратом, это носитель
определённой изобразительной культуры, которую он может реализовать
с помощью техники.
Цифровые технологии только расширили спектр художественной деятельности,
но всё, что связано с творчеством как феноменом, в общем, претерпело
незначительные изменения. Можно обработать фотографию на компьютере,
если этого требует художественный замысел, можно реализовать идею
непосредственно при съёмке - и в том и в другом случае требуется
креативное мышление, жест художника (разумеется если речь идёт
о полноценной художественной фотографии, а не о газетно-журнальном
суррогате).
2.У рекламной фотографии ещё со времён поп-арта сформировалась
особая специфика - это и яркая презентация товара, и очень реалистичное
изображение формы рекламируемой продукции, своего рода эталонный
реализм. Гламур и позитив - это слова, в общем, из рекламного
жаргона. А у художественной фотографии в это же время формируются
свои течения и направления, есть и абстрактная или фактурная фотография,
есть фотографии, сделанные в эстетике брака, и конечно, очень
много эпатажных фотографий, потому что сейчас современное искусство
трансформируется именно в эту сторону.
Что касается современной фотографии, то она стала, на мой взгляд,
более психологичной, более тонкой по настроению, идёт перестановка
лирических акцентов. Эпоха деревенских портретов, бабушек и дедушек
с морщинистыми лицами - любимая тема наших фотомастодонтов - уже
закончилась.
3. Визуальный образ не может соперничать с литературным описательным
изображением, или, как ещё называют, нарративным образом. Это
антиномичные понятия, определяющие разные территории. Дело в том,
что любая арт-фотография, а тем более документально-художественная,
- это реально существующее явление, событие из жизни, конкретный
факт во времени и пространстве. Как говорится, Лев Николаевич
Толстой здесь отдыхает. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Елена Ангальт, фотохудожник, участник пермских и российских
фотовыставок, поэт, прозаик, кинодокументалист:
1. Творчество – это состояние души художника, творца, его мироощущение
сегодня.
Творчество я понимаю как сцену или экран для отображения тех образов,
которые волнуют художника, и тех проблем, которые художник должен
обозначить как для себя, так и для своего зрителя. Искусство фотографии,
цифровая она или классическая, плёночная, – это, прежде всего,
личность автора, его способность и желание показать всему окружающему
миру свою душу.
Цифровые технологии являются мощным и одновременно гибким инструментом
для воплощения идей художника. Они помогают донести до зрителя
мысль творца в полной мере. Благодаря цифровым технологиям возможности
художника значительно расширяются как в техническом, так и в психологическом
плане (теперь он может не бояться невозможности или чрезмерной
трудности осуществления своих идей и проектов). В общем и целом,
современные цифровые технологии – лишь инструмент, помогающий
создать необходимый эффект, выделить то, что художник считает
нужным, или же подтолкнуть мысль зрителя в нужном направлении.
2. Современная фотография, в большинстве своих проявлений, стремится
удивить, поразить, обескуражить зрителя своей необычностью, вычурностью,
невообразимостью запечатлённого на снимке. Большинство таких работ
выглядят, на мой взгляд, отталкивающе и не несут в себе (за редким
исключением) глубокого философского смысла, присущего истинной
художественной фотографии.
Я же в своих работах стараюсь отвлечь зрителя от повседневности,
пугающей и жестокой окружающей действительности. Пусть, хоть и
ненадолго, он побывает в местах, исполненных романтики, оптимизма,
спокойствия, света, тепла… Сегодняшняя жизнь слишком суетна, напряжённа,
а порой даже страшна. Поэтому я не вижу смысла ещё больше нагнетать
атмосферу. Напротив, нужно стремиться к свету, идти по дороге,
не разучившись удивляться и восхищаться простыми на первый взгляд,
но такими живыми вещами – теми самыми мелочами, из которых и состоит
жизнь…
3. Речь не идёт о соперничестве видов искусств! Два этих искусства
могут существовать как отдельно, так и вместе, дополняя друг друга.
Как прочитанное стихотворение рождает определённые образы, так
и видео- или фоторяд может рождать стихи. На нескольких выставках
мои работы сопровождались стихами, что помогало создать более
полное и глубокое впечатление при их осмотре.
Денис Григорьев, «намечающийся фотограф, участвовал в
паре локальных выставок»:
1. У каждого есть ручка и его учили писать – он уже писатель?!
Бездарь с современными цифровыми технологиями сделает бездарность.
Творчество – в культурном наследии, с которым тот или иной человек
«нашел время ознакомиться». Не нашел времени – бездарь.
2. В Перми художественная фотография — это: фотографируем на
цифровую зеркалку, в фотошопе быстренько переводим в черно-белое,
добавляем контраста и выдаем это за снимок с черно-белой пленки,
и радуемся, какие мы гениальные и творческие.
В общепринятом смысле творческая фотография — это идея плюс качественная
реализация.
А «некрасивость» и «красивость» — какие стандарты, кто их вывел,
кто решил рассудить? Рассуждения о «прекрасном» так же нелепы,
как рассуждения о сути «черного квадрата».
3. Безусловно, может. Только не надо при этом заниматься опять
подделкой, фальсификацией. Манипулировать с настроениями и эмоциям
можно, а подделывать нельзя.
28.02.2008
|
|