Школа-академия фотоискусства

Наши реквизиты
614010, г. Пермь, ул. Соловьёва, 6
Тел.:
8 902 83 27 261, 8 902 83 32 395,
8 908 27 37 730
+7 (342) 282 68 11, 245 91 01

E-mail:
permfoto(sobaka)ya.ru
Схема проезда

Как найти в Перми Школу-академию фотоискусства
На карте Google


_
Ш
КОЛА
- АКАДЕМИЯ
_ФОТОИСКУССТВА

 

Рисовать свет

В переводе с греческого слово "фотография" означает "светопись". Из множества способов "светописи" самый практичный придумали Жак Дагер и Жозеф Нисефор Ньепс. Изобретатели и не подозревали, насколько их открытие повлияет на развитие культуры в целом. Сегодня мы уже можем констатировать: перенесение изображения на пленку было первым шагом к созданию новой визуальной культуры.


Цифровые технологии довели до логического конца то, чему начало положили великие французы. Фотокартинки уже претендуют на первенство в способе передачи информации. В настоящее время фотография столь широко распространена, что реальный мир мы больше знаем по фотоснимкам, чем из своего собственного чувственного опыта. Мы видели, как смеется английская королева и плачет австралийский туземец, как просыпается вулкан и начинается шторм; с помощью объектива заглянули в пропасть и зафиксировали взгляд любимого… Фотокамера - это тот всевидящий глаз, от которого не укрыться. А человек с фотокамерой?.. Какой он?
Сегодня корреспондент "Новостей культуры" Ирина Тарасова задала несколько вопросов трем пермским фотохудожникам, которых объединяет особое, неповторимое видение мира.

1. Сейчас многие считают, что взял в руки камеру - и ты уже фотограф. Не говоря уже о том, что современные цифровые технологии позволяют практически все. Где же творчество?

2. Может, в противовес рекламной фотографии у фотохудожников сейчас модно показывать "некрасивость". Очень часто фотография - это абстракция, эпатаж. На ваш взгляд, какая сейчас художественная фотография?

3. Как вы думаете, визуальный образ, "картинка", может ли соперничать со
словом в способе выражении мысли, эмоции?

Юрий ЧЕРНЫШЕВ, фотохудожник, участник многочисленных международных и российских фотовыставок, преподаватель Пермской школы-академии фотоискусства:

1. Фотоаппарат позволяет технологически быстрее зафиксировать какое-то событие, и здесь художники явно проигрывают, но это касается только какой-то части копирования реальности, что-то вроде механического клише. Но уже дальше вступают в силу законы художественного творчества, куда относятся и образное мышление, и эстетический опыт, и всё то, что называется искусством фотографии. Поэтому фотограф - это не просто человек с фотоаппаратом, это носитель
определённой изобразительной культуры, которую он может реализовать с помощью техники.
Цифровые технологии только расширили спектр художественной деятельности, но всё, что связано с творчеством как феноменом, в общем, претерпело незначительные изменения. Можно обработать фотографию на компьютере, если этого требует художественный замысел, можно реализовать идею непосредственно при съёмке - и в том и в другом случае требуется креативное мышление, жест художника (разумеется если речь идёт о полноценной художественной фотографии, а не о газетно-журнальном суррогате).

2.У рекламной фотографии ещё со времён поп-арта сформировалась особая специфика - это и яркая презентация товара, и очень реалистичное изображение формы рекламируемой продукции, своего рода эталонный реализм. Гламур и позитив - это слова, в общем, из рекламного жаргона. А у художественной фотографии в это же время формируются свои течения и направления, есть и абстрактная или фактурная фотография, есть фотографии, сделанные в эстетике брака, и конечно, очень много эпатажных фотографий, потому что сейчас современное искусство трансформируется именно в эту сторону.
Что касается современной фотографии, то она стала, на мой взгляд, более психологичной, более тонкой по настроению, идёт перестановка лирических акцентов. Эпоха деревенских портретов, бабушек и дедушек с морщинистыми лицами - любимая тема наших фотомастодонтов - уже закончилась.

3. Визуальный образ не может соперничать с литературным описательным изображением, или, как ещё называют, нарративным образом. Это антиномичные понятия, определяющие разные территории. Дело в том, что любая арт-фотография, а тем более документально-художественная, - это реально существующее явление, событие из жизни, конкретный факт во времени и пространстве. Как говорится, Лев Николаевич Толстой здесь отдыхает. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Елена Ангальт, фотохудожник, участник пермских и российских фотовыставок, поэт, прозаик, кинодокументалист:

1. Творчество – это состояние души художника, творца, его мироощущение сегодня.
Творчество я понимаю как сцену или экран для отображения тех образов, которые волнуют художника, и тех проблем, которые художник должен обозначить как для себя, так и для своего зрителя. Искусство фотографии, цифровая она или классическая, плёночная, – это, прежде всего, личность автора, его способность и желание показать всему окружающему миру свою душу.
Цифровые технологии являются мощным и одновременно гибким инструментом для воплощения идей художника. Они помогают донести до зрителя мысль творца в полной мере. Благодаря цифровым технологиям возможности художника значительно расширяются как в техническом, так и в психологическом плане (теперь он может не бояться невозможности или чрезмерной трудности осуществления своих идей и проектов). В общем и целом, современные цифровые технологии – лишь инструмент, помогающий создать необходимый эффект, выделить то, что художник считает нужным, или же подтолкнуть мысль зрителя в нужном направлении.

2. Современная фотография, в большинстве своих проявлений, стремится удивить, поразить, обескуражить зрителя своей необычностью, вычурностью, невообразимостью запечатлённого на снимке. Большинство таких работ выглядят, на мой взгляд, отталкивающе и не несут в себе (за редким исключением) глубокого философского смысла, присущего истинной художественной фотографии.
Я же в своих работах стараюсь отвлечь зрителя от повседневности, пугающей и жестокой окружающей действительности. Пусть, хоть и ненадолго, он побывает в местах, исполненных романтики, оптимизма, спокойствия, света, тепла… Сегодняшняя жизнь слишком суетна, напряжённа, а порой даже страшна. Поэтому я не вижу смысла ещё больше нагнетать атмосферу. Напротив, нужно стремиться к свету, идти по дороге, не разучившись удивляться и восхищаться простыми на первый взгляд, но такими живыми вещами – теми самыми мелочами, из которых и состоит жизнь…

3. Речь не идёт о соперничестве видов искусств! Два этих искусства могут существовать как отдельно, так и вместе, дополняя друг друга. Как прочитанное стихотворение рождает определённые образы, так и видео- или фоторяд может рождать стихи. На нескольких выставках мои работы сопровождались стихами, что помогало создать более полное и глубокое впечатление при их осмотре.

Денис Григорьев, «намечающийся фотограф, участвовал в паре локальных выставок»:

1. У каждого есть ручка и его учили писать – он уже писатель?! Бездарь с современными цифровыми технологиями сделает бездарность. Творчество – в культурном наследии, с которым тот или иной человек «нашел время ознакомиться». Не нашел времени – бездарь.

2. В Перми художественная фотография — это: фотографируем на цифровую зеркалку, в фотошопе быстренько переводим в черно-белое, добавляем контраста и выдаем это за снимок с черно-белой пленки, и радуемся, какие мы гениальные и творческие.
В общепринятом смысле творческая фотография — это идея плюс качественная реализация.
А «некрасивость» и «красивость» — какие стандарты, кто их вывел, кто решил рассудить? Рассуждения о «прекрасном» так же нелепы, как рассуждения о сути «черного квадрата».

3. Безусловно, может. Только не надо при этом заниматься опять подделкой, фальсификацией. Манипулировать с настроениями и эмоциям можно, а подделывать нельзя.

28.02.2008

top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов Rambler's Top100
Besucherzahler loopylove
счетчик посещений